Важность движения для всестороннего развития ребенка

"Мускульная инертность ребенка напоминает нам об открытии Когхила - органы формируются после образования нервных центров, уже готовыми к работе. Также в ребенке уже заложены психические шаблоны поведения, еще до того, как он начинает двигаться. Таким образом, исходная точка младенческой подвижности не моторика, а психика.

Самая важная сторона человеческого развития - психика. Потому что движения человека должны быть организованы в соответствии с установкой и под руководством его ментальной жизни. Разум - это то, что отличает человека от животных, и формирование разума должно происходить прежде всего. Все остальное является результатом.

Кода ребенок рождается, его органы еще не вполне сформированы, скелет не отвердел, двигательные нервы не покрыты оболочкой из миелина, которая изолирует их друг от друга и позволяет передавать команды мозга. Поэтому тело остается инертным, как если бы это был грубый макет тела.

Поэтому человеческое существо прежде всего растет интеллектуально, а остальное развитие принимает свою форму и образ действия полностью из жизни его разума.

По мере своего созревания органы, отвечающие за моторику, начинают мало-помалу подчиняться командам разума, что обусловливает поначалу некоординированное движение - так во взаимодействии с окружающей средой приобретается необходимый опыт".

"Человек никаких навыков с собой в этот мир не приносит, однако имеет непревзойденный талант овладения разнообразными достижениями, в том числе требующими специальных навыков, как-то: движения ремесленника, акробата, танцора, музыканта, чемпионов в разных видах спорта.

Но все это приходит не просто в результате созревания органов движения. Это всегда вопрос практического опыта, иначе говоря - обучения. Каждый формирует свои навыки самостоятельно, хотя исходное физическое строение у всех одинаково. Человек самосовершенствуется.

Вернемся к детям. Нам важно различать некоторые стороны природы ребенка.

Мы должны прежде всего осознать, что, хотя дети и начинают двигаться, когда их физическое тело в достаточной степени для этого подготовлено, и хотя это происходит в силу достижения ими необходимой зрелости, тем не менее состояние их психики от этого не зависит. Ибо в человеке, как мы видели, сначала развивается психическая сторона. Органы ждут, сколько необходимо, когда произойдет это развитие, и тогда разум начинает их использовать. Но когда органы начинают действовать, начинает происходить дальнейшее ментальное развитие, но ему всегда помогают движения, совершаемые в ходе взаимодействия с окружающей средой. Поэтому получается, что если не дать ребенку возможности двигаться, когда он к этому готов, то его умственное развитие будет затруднено."

То, что дети имеют необходимость в движении, является для нас абсолютно беспрекословным. В Монтессори-классе дети свободно передвигаются во время урока. Дидактический материал устроен таким образом, что предполагает свободное передвижение. Ребенок выбирает рабочее место там, где ему нравится. При этом ему не приходится часами сидеть за столом. Монтессори выходит из того, что детская потребность в движении должна постоянно удовлетворяться. Имея мускульную память, ребенок обследует вещи вокруг и запоминает их на ощупь, визуально, на слух, вес и т.д.. Так она осуществляет связь с внешним миром.

К мелким моторным движениям относятся сгибание и разгибание кисти, тренировка трех пальцев, которые задействованы при письме, согласованные движения пальцев обеих рук. М.Монтессори впервые предлагает термин "экономия движения", что обозначает, что из неуклюжих они становятся более осведомленными и целеустремленными. Маленькие дети сами неосознанно устают от своих бесцельных движений. Постепенно, нормализуясь через работу с материалом, они учатся координировать их. Монтессори - класс всегда можно узнать по желтой окружности. Его ввела в среду класса Монтессори, заметив, что дети любят балансировать. В результате упражнений дети работают над своей статью, закаляют волю, умение контролировать свое тело. Такие условия для свободной активности ребенка имеются только в Монтессори - классе.

М. Монтессори рассматривала физическое и умственное развитие ребенка только во взаимодействии и доказала опытом своей работы, что успешное развитие психических возможностей невозможно без физической активности.

"Движение - это инструмент для развития интеллекта".

"Эмоциональное, интеллектуальное развитие выполняется в движении".

"Одной из наибольших ошибок наших дней есть то, что движение представляется чем-то, что стоит на обочине высоких функций организма. Ментальное развитие тесно связано с движением и зависит в некоторой мере от него. Движение - это часть жизни личности и ничто не может его остановить в жизни".

Движения маленького ребенка - это непосредственно самостоятельные проявления ее внутренних импульсов. Нельзя прерывать деятельность ребенка и навязывать свою волю. Обездвиженные за партами дети выглядят как "бабочки, приколотые булавками. Они прикреплены каждый к своему месту, к скамьям, на которых расправляют ненужные крылья сухих и неосмысленных знаний, приобретенных ими".

Пять наиболее важных выводов о необходимости движения

  1. Развитие потенциала, который заложен в ребенке природой. 
    Этот процесс выполняется путем развития, постоянной тренировки мускульного аппарата ребенка, который включает большую моторику и мелкую моторику. Со временем движения становятся более координированными, точными, совершенными, развивается глазомер, появляется уверенность в себе, деятельность становится осмысленной. 
    Когда организм работает, он двигается и чем больше организм двигается, тем лучше работают его органы, так выполняется взаимодействие между движениями и жизненно важными органами организма.

  2. Через движения узнавание и исследование окружающего мира. 
    Движения необходимы для удовлетворения потребности человека в исследовании, движения дают информацию об окружающем мире. Изучая собственное тело с помощью движений, ребенок знакомится с анатомией. 
    Ребенок исследует окружающий мир на сенсорном уровне с помощью органов чувств. Информация, которую получает ребенок в результате своих действий, развивает внимание - вначале образное, а потом абстрактное.

  3. Интеллектуальное развитие через физическое. 
    Имеются соответствующие участки мозга, которые должны быть развитыми в соответствующее время. Если нет развития движения, не развивается тот отдел мозга, который отвечает за эти движения и как результат - не развивается абстрактное мышление. 
    "Не давать разуму то, что можно дать рукам". 
    Движения человека вначале не скоординированы, координация наступает в результате работы мозга. 
    Развитие координации движения и интеллектуальное развитие - две стороны одной медали, взаимно зависимые процессы. Иначе, все, что происходит, проходит через мозг, и это развивает мозг. 
    Координацией движения достигается четкость движения, грациозность движения, осведомленность которых осознается разумом. Разум, мускулы, чувства - это одна система с центром в разуме. Движения развивают интеллект. 
    Перед тем, как дать ребенку работу для интеллекта, необходимо дать ему достаточно возможностей и времени поработать руками. Эту важнейшую функцию выполняет зона практической жизни.

  4. Самовыражение личности, духовное развитие. 
    Личность выражает себя через движения. Человек, который в результате болезни теряет возможность двигаться, теряет тем самым одну из возможностей выражать себя. 
    Движения духовные. Так как они являются энергией жизни, духовностью определяется законченность движения. 
    Движения способствуют самовыражению: в движении ребенок выражает свою сущность, выражает свое состояние (физическое - болезнь, утомление; эмоциональное - радость, уныние, раздраженность, злость, удовлетворение и др.), наблюдая за движениями ребенка, можно определить его характер, темперамент, это так называемые картинки состояния, самочувствия ребенка.

  5. Социализация через движения. Осознание себя и своего места в жизни приводит к отработке своего стиля и способа движения. Ребенок принимает себя, как личность; учится руководить собой, своими желаниями, настроением, эмоциями. Контактируя с другими, ребенок учится самостоятельно упорядочивать свои желания правилам (или законам) жизни общества.


 


23.09.2017