Метод Монтессори



 

   "Я изучила ребенка. Я взяла то, что ребенок дал мне, и нашла этому выражение, и именно это называется методом Монтессори." М. Монтессори

   Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори – замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.

Мария Монтессори  (1870-1952) - итальянский , педагог, учёный, врач, гуманистка создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.

Родилась 31 августа 1870 в маленьком итальянском городке Чиаравалле (Кьяравалле) в семье высокопоставленного государственного чиновника.

По окончании школы Монтессори поступает на медицинский факультет Римского университета и в 26 лет, получив частную практику в университетской клинике, становится первой в Италии женщиной-врачом. Занимаясь проблемами лечения детей с ограниченными умственными возможностями, Монтессори знакомится с трудами французских психологов Г. Итарда и Э.Сегена, и под влиянием их идей разрабатывает собственный метод развития органов чувств у умственно отсталых детей.

В январе 1907 в Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка», воспитание в котором было основано на принципах Монтессори, важнейший из которых звучит как обращение ребенка к взрослому: «Помоги мне это сделать самому».

      Основным отличием метода Монтессори от традиционной педагогики является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.
      Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, в которой ему доступны уникальные материалы и пособия, размещенные особым образом в соответствии с психологическими потребностями ребенка. Задачей же воспитателя (учителя) является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является самостоятельным  человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего мира, вхождение в культуру, развитие нравственных ценностей, приводит к полноценному физическому и духовному развитию.
 

Феномен педагогики Монтессори заключается в безграничной вере в природу ребенка, стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!

Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность. Они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной, что позволяет им без труда поступать в самые разные школы.

Этот метод предполагает широкое видение образования, как помощь в жизни. Он разработан таким образом, чтобы помочь детям успешно пройти их внутренний путь развития от детства до зрелости. И этот метод работает, потому что берет свои истоки из естественного развития ребенка. Его гибкость обеспечивает матрицу, в пределах которой внутренние установки каждого отдельно взятого ребенка свободно ведут его к здоровому росту и развитию.

Главная задача воспитателя по методу Монтессори

 

• создать активную развивающую среду, в которой нет случайных предметов и деталей;
• предоставить каждому ребенку самостоятельно разрабатывать для себя свою индивидуальную программу обучения;
• предоставить каждому ребенку самостоятельно выбирать дидактический материал и продолжительность занятий;
• в одной группе должны заниматся дети разного возраста.

Классные комнаты Монтессори обеспечивают готовую среду, где дети свободно поддаются своему естественному стремлению работать. Здесь поощряется детская врожденная страсть к изучению всего нового, им предоставляется возможность участвовать в непосредственных, целенаправленных действиях под руководством обученных взрослых. Благодаря их работе дети развивают концентрацию и самодисциплину, которая приносит удовольствие не только малышам, но и их родителям. В рамках порядка, дети развиваются в своем собственном темпе и ритме, согласно индивидуальным способностям.

Развитие детей от рождения до взрослой жизни проходит через несколько уровней развития. И цели и способы Монтессори-метода меняются в зависимости от особенностей и интересов ребенка каждой отдельной группы.

От 18 до 24 лет - это уже молодые совершеннолетние люди, которые становятся специалистами в различных областях, исследователями, ищущими свою нишу, где они будут способны внести свой вклад в развитие человечества.

С 1909 метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори-педагогике. К ней приезжают педагоги из разных стран, в том числе и из России. В нашей стране в те годы Монтессори-педагогика вызвала большой интерес. В 1913 Юлией Фаусек был создан детский сад, работавший по новому методу. В 1916 она же основала «Общество свободного воспитания». А. В. Луначарский способствовал проведению серии экспериментов по внедрению принципов этой прогрессивной педагогики в систему образования. В 1926 даже рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, широкое распространение метода Монтессори было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа, в которой Фаусек работала по системе Монтессори, была закрыта в 1930. О Монтессори-методе в России не вспоминали более шестидесяти лет — до начала 90-х. В 1910 на английском языке вышла книга Метод Монтессори, которая сразу была переведена на 20 языков мира. В России эта книга была издана в 1913 под названием «Дом ребенка. Метод научной педагогики». В 1929 М.Монтессори вместе со своим сыном организовала Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), действующую и в настоящее время.

После установления фашистского режима в Италии Монтессори пришлось эмигрировать: она уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 — в Индию. Вернулась в Европу лишь после окончания войны, в возрасте 76 лет. Она много выступала, вела учебные курсы, писала психолого-антропологические труды.

Последние годы жизни Монтессори жила вместе с сыном в Голландии. В 1950 ей была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета, кроме того, она возглавляла институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.

Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко

Заповеди Марии Монтессори для родителей

или как правильно вести себя с детьми..

  •  

  • Детей учит то, что их окружает.

  • Не говорите плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

  • Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше места.

  • Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

  • Никогда не трогайте ребенка, пока он сам к вам не обратится.

  • Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет исправить ее.

  • Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

  • Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее.

  • Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

  • В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

  • Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать


20.10.2018

Новости

30.07.2018

Объявляем запись детей в группы от 3 ...


Категории новостей:
  • Наши новости (3)

    В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер - предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
    – Мария Монтессори

    Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
    – Мария Монтессори

    Если ребенка часто подбадривают - он приобретает уверенность в себе.
    – Мария Монтессори

    Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым - он учится находить в этом мире любовь.
    – Мария Монтессори